Мы помогаем
делать дороги лучше
Меню
hotline@roadcontrol.ru +7 (8352) 298-298 Отправить жалобу
Поиск по сайту

В Чебоксарах обсудили план оптимизации городской транспортной сети

28.07.2017

В Чебоксарах обсудили план оптимизации городской транспортной сети

После утверждения проекта планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары на 2017-2022 гг. приступят к заключению муниципальных контрактов с перевозчиками сроком на 10 лет. Маршрутная сеть столицы перестанет испытывать колоссальную нагрузку от дублирующего общественного транспорта, обещают руководители чебоксарской мэрии.

В 2016 году управлением ЖКХ администрации города был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по выполнению работы по изучению и оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта с Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры (г. Санкт-Петербург). Институт имеет опыт выполнения подобных работ в Казани, Саранске, Тольятти, Архангельске и других городах.

Эксперты провели работу по сбору и анализу исходных данных, в том числе градостроительных и планировочных документов, пассажирских потоков на остановочных площадках. В работе использовались видеокамеры, автоматические детекторы подсчета пассажиров. По результатам соцопроса населения выявлена потребность горожан в совершенствовании качества пассажирского обслуживания.

На основе полученных данных питерский институт разработал пассажирскую модель г. Чебоксары. Она позволила проработать различные варианты конфигурации маршрутной сети и выбрать оптимальный. Предложено: закрыть 20 маршрутов; изменить трассы 18 маршрутов; организовать один новый троллейбусный маршрут.

Как отметили разработчики проекта, в результате анализа маршрутной сети было выполнено деление городских маршрутов на 11 функциональных групп - по принципу однородности и совпадению функциональных характеристик. Предлагаемый институтом вариант оптимизации предусматривает постепенное снижение количества (с 756-ти до 532-х) транспортных средств и переход с автобусов малой вместимости на средней и большой вместимости.

Проект документа проходил публичные консультации на официальном портале нормативных правовых актов Чувашской Республики. Поступило более ста предложений от заинтересованных лиц. 

Утверждение питерского проекта, разработанного на основе оптимизации пассажирской маршрутной сети позволит: снизить уровень дублирования городских маршрутов с 28-ти до 19-ти в центральной части города; привести плотность маршрутной сети к нормативным требованиям с 6,4 до 4,3 км на кв. км; перейти на использование подвижного состава от малого к среднему и большому (до 36% автобусов), что приведёт к снижению транспортной загрузки дорожной сети и повышению уровня безопасности пассажиров; повысить объём перевозок по троллейбусным маршрутам на 21%, что приведет к повышению устойчивости работы муниципального пассажирского транспорта и улучшению экологической ситуации в городе; обновить парк подвижного состава до 32%, что приведёт к повышению привлекательности пассажирского транспорта и качества транспортного обслуживания горожан.

20 июля в администрации г. Чебоксары состоялась презентация плана оптимизации городской транспортной сети. Наиболее волнующим горожан вопросом к представителям органов муниципальной власти и членам исследовательской группы стала судьба автобусных маршрутов №№48, 60, 63, 65, 60к и 49. Некоторые чебоксарцы высказывали опасения в необходимости сокращения привычных маршрутов.  

Исследования специалистов показали, что по ряду маршрутов пассажиропоток составляет лишь менее 50% от проектной мощности микроавтобусов. При этом они, «перевозя воздух», дублируют сразу по нескольку смежных маршрутов, в том числе маршрутов троллейбусов. Особенно в центральной части города. 

Директор МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» Александр Каныгин высказался по этому поводу: «Троллейбусное управление на рынке пассажирских перевозок с 1953 года, маршрутки – от силы лет 15. Поэтому позиция, что без них (маршрутчиков) город не сможет, не имеет смысла. Раньше в городе курсировали 200 автобусов и 200 троллейбусов, и это при том, что на тракторном заводе работало 27000 человек.  Выйдите на любую остановку: там по 15 маршруток, 2 ПАЗика, и бедному троллейбусу, который может вместить 100 человек. Просто некуда втиснуться. Мы сегодня боремся не за доход, не за пассажира, мы сегодня боремся за свой город и свой комфорт».

От лица депутатского корпуса перед собравшимися выступил первый заместитель председателя Чебоксарского городского Собрания Виктор Горбунов: «Мы не убираем ни один маршрут. Казань решала подобный вопрос три года. Там тоже воевали, даже перекрывали улицы. И мы сегодня выступаем за то, чтобы в нашем городе не было «муравьиного» движения, не было коллапса, и чтобы город был чистым, с рационально организованным движением».

Как подчеркнул в своем выступлении заместитель главы  администрации г. Чебоксары Алексей Маклыгин, оптимизация транспортной сети в столице, прежде всего, направлена на повышение безопасности и комфорта пассажироперевозок. Говоря об удобстве, также важно заметить, что в автобусах средней и большей вместимости вполне возможен проезд с коляской либо с багажом. «Перед нами стоит ключевая задача снизить нагрузку улично-дорожной сети, обеспечив тем самым безопасность дорожного движения, – отметил Алексей Маклыгин. – Считаем, что направление выбрано верное».

В настоящее время рассматривается несколько вариантов оптимизации движения транспорта в Чебоксарах. Предполагается единовременное изменение муниципальной и межмуниципальной маршрутных сетей с переходом на автобусы большей вместимости и с учетом ограничения движения межмуниципальных маршрутов в границах города – сокращение 20 существующих маршрутов (№№10, 14, 16, 18, 21, 24, 34, 36, 48, 49, 50, 51, 56, 59, 60, 60к, 61, 63, 65).

Такова вкратце точка зрения городских властей. А теперь озвучин позицию некоторой части горожан.

Кто же возражает против планов мэрии и ученых из Санкт-Петербурга? Во-первых, маршрутчики, которые в ближайшей перспективе потеряют свой бизнес в существующем виде. Во-вторых, жители новых микрорайонов, которые, как выразился один из чиновников, живут в «аппендиксах», то есть не в центре («Садовый», Новый город, Соляное, Альгешево, «Финская долина», «Университет» и др.). Похоже, им придется ходить ножками по несколько километров и передвигаться по городу преимущественно с пересадками.

Один из первых вопросов, прозвучавших из зала во время публичных слушаний, – сколько заплатили питерцам за этот проект. По словам Маклыгина, 7 миллионов рублей, но заместитель главы администрации города ошибся. На самом деле, 8,1 млн рублей, судя по информации на портале госзакупок. Дальше последовал логичный вопрос: почему результаты работы института нигде не были опубликованы? где и как мы можем получить для изучения полную версию? Валерий Мячин (директор питерского института) ответил так: «Институт сдал работу заказчику, управлению ЖКХ. И заказчик, как только оплатит выполненную работу полностью, станет его собственником. У нас в договоре (прописано), что мы не имеем права никому работу отдавать, кроме заказчика. Поэтому результаты работы вы можете официально запросить и получить у заказчика, они не являются секретными». Маклыгин ушёл от ответа, заявив, что город работу ещё не принял, и поэтому ещё рано рассматривать такой вопрос. То есть горожан знакомили с избранными отрывками из «собрания сочинений».

К какому выводу пришёл санкт-петербургский институт? В Чебоксарах перегружены чуть ли не все маршруты, которые пересекаются на Московском проспекте, а также в районе железнодорожного вокзала. Немудрено – других дорог, связывающих районы города, у нас за последние десятилетия так и не появилось, а о строительстве чебоксарского полукольца (от северо-западного до новоюжного района) остается лишь мечтать.

В рамках соцопроса исследователи установили: 56% горожан довольны пассажирскими перевозками, 27% – нет, 17% респондентов не смогли дать точный ответ. Анализ подвижного состава показал, что на коммерческих перевозках (маршрутки) пассажиров перевозят на новых автобусах (до 3 лет), техника троллейбусного управления и «Чувашавтотранса» изношена – машинам по 10-15 и более лет.

Что же советуют питерские ученые мужи?

1 вариант. Единовременное изменение муниципальной и межмуниципальной маршрутных сетей, что повлечёт переход на автобусы большей вместимости с учётом ограничения движения межмуниципальных маршрутов в границах города.

2 вариант. Движение межмуниципальных маршрутов пока остаётся прежним.

3 вариант. При оптимизации межмуниципальной маршрутной сети – развитие 2 варианта с учетом ограничения движения межмуниципальных маршрутов в границах города (возможно, стоит ждать очередной запрет для въезда автобусов в Чебоксары).

По 2 и 3 варианту предлагается (власти, напомним, временно остановились на 2 варианте): закрыть 20 маршрутов (№№10, 14, 16, 18, 21, 24, 34, 36, 48, 49, 50, 51, 56, 59, 60, 60к, 61, 63, 65); изменить трассы 18 маршрутов (16 автобусных и 2 троллейбусных); добавить один новый троллейбусный маршрут (его уже добавили – он ездит как 49-й, но только до хлебозавода).

Из зала чиновников спросили: «Вы предлагаете ездить людям на троллейбусе. Но вы же сами делаете вывод: более 90% троллейбусов уже отслужили свой век. Троллейбусы не отапливаются. Вы проводили исследование осенью. Зимой в троллейбусах ездить невозможно, они в ужасном состоянии. Вы предлагаете автобусы 11-го, 13-го, 15-го годов в хорошем техническом состоянии заменить троллейбусами? Кто из пассажиров пересядет на эти троллейбусы?»

Представитель НИИ парировал: «Если вы хотите, чтобы ваш город развивался, вы должны основной упор делать на развитие муниципального транспорта. И новые троллейбусы нужно покупать (в последний раз новые троллейбусы приобретались только в 2014 году). Кроме того, к тому времени маршрутки будут заменены автобусами среднего класса – они будут новее и лучше тех, которые сейчас осуществляют перевозки».

«Единого согласия все равно не будет, но максимальное количество пожеланий жителей города мы должны учесть, – резюмирует сити-менеджер Чебоксар Алексей Ладыков. При этом провести реформу до октября – оптимистичный сценарий. Из-за судов и противодействия перевозчиков все может затянуться. Полгода – худший сценарий».

Министр транспорта Чувашии Владимир Иванов сообщил, что уже в августе планируют определить подрядчика для аукциона по оптимизации межмуниципальных маршрутов – в первую очередь сюда относятся маршруты между Чебоксарами и Новочебоксарском. По планам Минтранса ЧР, проект будет готов до начала 2018 года. Транспортную реформу на себе ощутят и жители Новочебоксарска, и посёлка Кугеси.

Наблюдатели констатируют, что администрация города Чебоксары во многом тоже несет ответственность за транспортный коллапс. Годами рынок коммерческих транспортных услуг (с оборотом более 2 млрд рублей в год) наращивал обороты не без деятельного участия муниципальных чиновников. Кроме того, поток незадекларированного нала с частных перевозчиков просто прикрыли правоохранительные органы. Вот и затеяли реформу. В общем, как написало одно популярное интернет-СМИ, «грядущая борьба чиновников с маршрутной мафией станет для городской администрации самой серьезной проверкой на прочность за последнее время».